Напрасная попытка
Спросите ваших товарищей, смогут ли двое из них, стоя на коленях друг перед другом, палить один другому воды в кружку или зажечь свечу. Желающие, конечно, найдутся. Поставьте на колени одного против другого на таком расстоянии, чтобы их вытянутые руки касались I одна другой. Дайте одному из них в левую руку горящую свечу, а другому — незажженную. Правыми же руками предложите им поднять правые ноги от пола, теперь, стоя на левом колене, пусть попробуют они зажечь одну свечу о другую. Сделать это им не удастся, так как оба они будут находиться в неустойчивом равновесии. Стоит лишь поднять им ногу, как исчезает часть плоскости опоры, и для сохранения равновесия надо, чтобы линия центра тяжести тела все время проходила через маленькую площадь, занимаемую только коленом ноги. Едва одни захочет приблизить свечу к другому, он, естественно, потеряет равновесие и, боясь упасть, инстинктивно отклонится назад. Так им и не удастся зажечь свечу, несмотря на заманчивую простоту задания.
Встаньте со стула
Посадите кого-либо из желающих на стул так, чтобы он держал туловище прямо, касаясь спинки стула, и не пододвигал ног под сиденье стула. Теперь попросите его встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед. Никаким усилием мускулов не удастся встать со стула, пока он не пододвинет ног под; сиденье или не подастся корпусом вперед. Объясняется это законом равновесия тел. Центр тяжести туловища сидящего человека находится внутри тела, близ спинного хребта. Если мысленно провести отвесную линию из этой точки вниз, она пройдет под стулом, позади ступней. А чтобы человек мог стоять, линия эта должна' проходить между ступнями. Таким образом, чтобы встать, надо центр тяжести, а следовательно и туловище, наклонить вперед или же пододвинуть ноги назад, чтобы подвести основание под центр тяжести. Обычно мы так и делаем, когда встаем со стула.
Поднять одну ногу
Объявите присутствующим, что вы можете поставить любого из них так, что он не поднимет своей ноги. Желающего опровергнуть ваше заявление поставьте плотно к ровной степе так, чтобы пятки касались стены. Желательно, чтобы стена была без плинтуса. Если в комнат; такой стены нет, то используйте для этого дверь, стенку шкафа н т. п. Предупредите, что никаких покачиваний тела быть не должно. При таком условии все его попытки поднять ногу будут безуспешны. В таком положении никто не может поднять ногу, если. не перенесет тяжести своего тела на другую ногу.
Веревочная стена
Навяжите на палку целый ряд длинных веревок и положите ее концами на обе створки раскрытой двери. Нижние концы веревок должны почти кясяться пола. Позади этой иереьочиой стены поставьте на пол ведро, бутылку, а если найдется, то еще какой-либо хрупкий предмет. Предложите товарищам, особенно отличающимся особой физической силой, крепкими ударами палки разбить предмет через веревочную стену. На первый взгляд, это кажется весьма легким делом, и охотников вызовется много. Но чем ожесточеннее будут удары по веревочной преграде, кажущейся такой слабой, тем сильнее будет сопротивление. И под дружный смех всех присутствующих «силачу» придется отказаться от исполнения предложенной ему «легкой» работы. Держите с вашим товарищем пари и вы выиграете его. В состоянии ли он перепрыгнуть через лежащую у его ног На полу соломинку при соблюдении двух незначительных (так кажется с первого взгляда) условий: совершенно не сгибать колеи и вовсе не наклонять головы, В чем тут дело и как объяснить такую несообразность? На это, мы полагаем, вы в состоянии ответить и сами.
Строптивая пробка
Возьмите обыкновенную бутылку и маленькую пробку от какого-нибудь пузырька с лекарством и положите пробку в горлышко бутылки. Горлышко и пробка должны быть сухими и чистыми. Попробуйте теперь вдуть пробку в бутылку. Кажется, что сделать это очень легко, стоит только посильнее подуть на пробку. Но оказывается, что пробка, вместо того чтобы влететь в бутылку, будет тем быстрее вылетать из бутылки, чем сильнее вы на нее будете дуть. Подуйте тихо, и опять пробка вылетит обратно, только с меньшей силой. Дело вот в чем. Попадающий в бутылку воздух сжимается и, стремясь выйти наружу, выталкивает пробку. Попробуйте п<г-)тому сделать как раз обратное: держа перед собой горлышко бутылки, втяните с силой воздух и себя; чтим пи разрежаете воздух в бутылке, и давление наружного воздуха вгонит пробку в бутылку. То же самое получается, если сначала нагреть бутылку под лампой или свечой: тогда холодная струя воздуха, выходящая из нашего рта, вгонит пробку в бутылку. Наконец, можно вдуть пробку через какую-нибудь трубку, соломинку или макаронину, если дуть через них на самую пробку. Повторяем, что внутри и пробка и бутылка должны быть сухими.
Прыгающая монета Положите гривенник на стол и предложите взять его, не касаясь ни стола, ни монеты. Для этого достаточно держать руку недалеко от монеты и сильнее дунуть на нее па расстоянии 5 сантиметров. Воздух, сжатый дуновением, поднимет монету и подбросит ее вам в руку. Удается это не . сразу, но после нескольких упражнений можно ловко" проделывать этот фокус.. Не всегда легко то, что кажется легким Задуть свечу пет ничего легче, по попробуйте задуть ее через широкую воронку, дуя в ее узкий конец, пли через бумажную трубку, свернутую фунтиком. Если свеча у вас стоит как раз перед серединой трубки, задуть свечу оказывается невозможным. Пламя, несмотря на все ваши усилия, стоит по-прежнему и даже не колышется. Попробуйте поставить воронку так, чтобы пламя пришлось у края ее, и пламя сейчас же погаснет. Отчего это? Происходит вот что: струи воздуха, выходящие изо рта, проходят через узкую часть воронки и рассеиваются в широкой ее части, потом идут уже по стенкам воронки и миную пламя свечи. Если же пламя стоит вровень с крае? воронки, то эта же струя воздуха задувает его. Это опыт-фокус обыкновенно кажется очень интересным странным. Как поднять человека пятью пальцами
Этот интересный и эффектный опыт объясняется тем, что всякая сила может быть разложена на несколько меньших сил. В данном случае, как увидит читатель, вес человека распределяется между пятью точками опоры. Сам опыт производится следующим образом: человек, которого желают поднять пятью пальцами, должен встать посреди пятерых участников опыта и постараться по возможности сильнее напрячь мускулы шеи, рук и ног, причем руки должны быть согнуты в локтях. Двое из участников опыта подводят свои указательные пальцы под ступни стоящего человека, двое других — под его локти, а пятый поддерживает его пальцем за подбородок. Затем по команде «раз, два, три» все пятеро, употребив сравнительно небольшое усилие, поднимают стоящего на полу человека.
Словесный футбол Играющие делятся на две команды: команда «Красота» (девчата) и команда «Сила» (ребята). Игра заключается в следующем: ведущий показывает заранее написанную любую букву и предлагает назвать слово, употребляемое в футболе, начинающееся с этой буквы. Выигрывает та команда, которая быстрее назовет нужное слово и «забьет больше мячей». Ведущий игру, объявляя начало игры, говорит: «Начинаем матч между командой «Сила» и командой «Красота», затем в течение всей игры ведет шуточный репортаж, создавая забавные ситуации. Пример: обе команды одновременно крикнули слово, начинающееся на букву «м» — мяч. Тогда ведущий предлагает сначала одной команде крикнуть это слово, а затем другой и определяет победившей ту команду, которая громче крикнула.
Кто быстрее Играющие делятся на две команды. Каждая команда выделяет своих представителей для испытаний. Ведущий раздает каждому представителю написанные буквы. Пример: раздаются буквы «у», «т», «а», «к», «н», «ш», можно и другие. Затем ведущий предлагает: водоплавающая птица.
Представители команд должны быстро построиться таким образом, чтобы все играющие смогли прочесть по буквам в их руках слово «утка». Затем задаются еще вопросы. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.
Многосложные слова
Предлагается назвать слово в один слог, потом в два слога, три, четыре и т. д. Побеждает тот, кто последним назовет многосложное слово.
Полслова за вами
Играющие становятся по кругу. В центре его — ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-либо слова (имя существительное). Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово. Тот, кто замешкался и не поймал мяч или не закончил слово, поднимет руку вверх и стоит так до тех пор, пока ведущий не бросит ему мяч вторично.
Быть начеку
Участники игры могут сидеть или стоять. Ведущий дает различные команды, которые нужно исполнить только в том случае, если к ним прибавляется слово «пожалуйста». Без этого слова команда недействительна и выполнять ее не надо. Тот, кто ошибается, истает или выходит из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не сделает ошибки.