«Необычайная декламация»
Декламация - это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», но так, словно... • вы сильно замерзли; • вам придавило ногу; • у вас во рту горячая картошка; • вы очень хотите спать; • вас сейчас расстреляют.
«Новый характер у героя старой сказки»
Герои сказок бывают разные добрые и злые, хитрые и простодушные, смелые и трусливые. Каждая сказка — это столкновение разных характеров. А что произойдет, если у одного из героев характер изменится. Представьте, что... • Колобок — жестокий и коварный • Машенька (Машенька и медведь) — глупая и слезообильная • Волк («Волк и семеро козлят») — добрый и заботливый • Емеля («По щучьему веленью») — жадный и хитрый • Курочка Ряба — капризная и высокомерная.
«Жизнь замечательных вещей»
Попробуйте создать книжную серию «Жизнь замечательных вещей», посвятите эту серию тем предметам, что день изо дня непременно служат нам в повседневной жизни. Напишите для этой серии биографии: • старого коврика; • старой вешалки; • старого чайника; • старой табуретки.
«Памятник пословице»
Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменитых событий. В памятниках отражено великое прошлое каждой страны. Опробуйте представить такой памятник, а представив, создайте его. То есть замрите в виде памятника, который называется также как пословица: • «В споре рождается истина» • «Любви все возрасты покорны» • «Сытый голодному не товарищ» • Глаза боятся — руки делают, • «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Речь при открытии памятника»
В мире есть немало памятников литературным героям. Предположим, что в нашей стране также решили воздвигнуть ряд памятников любимым литературным персонажам. Представьте, как мог бы выглядеть, соорудите (то есть замрите, словно памятник) и скажите речь при открытии памятника... • Первому собирателю утильсырья в России — Плюшкину; • Первому активисту ОСВОДа - дедушке Мазаю; • Первому представителю общества Красного Креста в Айболиту; • Первому воздухоплавателю на воздушном шаре - Винни Пуху.
6.5. Когда на улице идет дождь
Дождь - это враг № 1 педагогов лагеря. Но дождь - это внешний противник, и он сможет победить вас лишь если вы позволите ему объединиться с внутренним врагом - растерянностью, но если вы проявите внутреннюю собранность и сумеете организовать детей, то вероятно, что дети будут вспоминать дни солнечной блокады как самые интересные и увлекательные. Вот перечень занятий, которые помогут вам пережить и победить дождь.
Концерт КВЧГ («кто во что горазд!»). Конкурс на лучшую рекламу дождя. Занятие в «мастерской игрушек». Изготовление фигурок из шишек, желудей, орехов, а также спичек и пластилина. Время «посиделок» и чаепития с рассказыванием баек и анекдотов, шутками и розыгрышами. Турнир по олимпийской системе среди мальчиков по армреслингу. Урок в «Школе авангардной живописи». Рисунок из спичек или тонких веточек наклеенных на картон. Программа психологических тестов. Игра в «Луноходы»: два часа передвижений только на четвереньках. Час придумывания применения старым, никому не нужным вещам. Танцевально-игровая программа («ТИП»). Полуспортивная встреча между командами мальчиков и девочек по «Воздушному хоккею». «Школа авангардной живописи». Композиция из цветочных клякс на бумаге Конкурс на самое грустное письмо «А у нас идет дождь». Вечер (час) страшилок. Неформальная беседа об увлечении коллекционированием. Игра «Поле чудес», час разгадывания кроссвордов, загадок. Старая коммуникативная игра «Города». Конкурс собирателей дождя, т. е. 30-минутная прогулка под дождем со стаканами, в которые нужно собрать как можно больше дождя. Игра «Прятки». (Все ищут один спрятанный ведущим предмет) Обход всего здания изнутри, держась за стены и не отрывая руки. Конкурс фантазеров «Что я сделаю, когда кончиться дождь». Турнир игроков в «Морской бой» с определением победителя .
Игры на экипажном круге откровений
«Письмо себе любимому»
В первый-второй вечер нахождения ребят в лагере проведите с ними эту игру. Раздайте каждому по листку бумаги и предложите ребятам написать письмо - самим себе. Чего они ждут от этой смены в лагере, чему они хотят научиться, а что возможно исправить в своем характере. Все письма запечатываются и передаются на хранение вожатому. В конце смены раздайте письма ребятам и предложите проанализировать на отрядном кругу откровения.
«Ниточка»
Перед началом огонька вожатый предлагает взять ниточку. Кусочки разноцветных ниток длиной от 10 до 30 см. лежат рядом с ним. Во время обсуждения дня (по схеме: что получилось; что не получилось; что надо сделать, чтобы было лучше), каждый ребенок, высказывая свою мысль, наматывает ниточку на палец. Когда ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
«Конверт откровений»
На кануне «огонька» вожатый просит ребят написать на листке волнующие их вопросы о жизни отряда. Желательно, чтобы вопросы были обращены ко всем членам отряда, а не к кому-то конкретно. Ребята передают друг другу конверт, как эстафетную палочку. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет ведущий.
«Ладошка с пожеланиями»
Обычно эта игра проводится в конце смены, когда ребята успели и узнать друг друга и подружиться. Каждый (в том числе и вожатый) на листе бумаге обводит свою ладошку, затем подписывает свой листик и передает по кругу. Каждый к кому пришел такой листик с ладошкой может написать этому человеку свое пожелание.
Творческие конкурсы для младшего школьного возраста
«Огородные сказки»
У Киплинга есть сказки с такими названиями: «Откуда у верблюда горб», «Почему у слона такой длинный нос». «Откуда взялись броненосцы». В этих сказках писатель объясняет происхождение горба или хобота, но объясняет, конечно, по сказочному. Попробуйте сочинить такие же сказки - объяснения, но про овощи с огорода. А называться эти сказки будут так: • Почему помидор красный; • Откуда у редиски хвостик; • Почему арбуз полосатый; • Откуда у капусты столько листьев: • Почему огурец пупырчатый. «Рисуночное письмо» Попробуйте, подобно древним людям, «написать» с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему хорошему другу: • Позвони мне сегодня в 6 часов • Пойдем вечером играть в футбол. • Давайте вместе делать домашнее задание • Подари мне на день рождения щенка • Принеси мне ножницы и цветную бумагу Передайте свое письмо другу и проверьте, сможет ли он его прочитать.
«Кондитерские сказки»
Очень часто в названии сказки или повести указывается главная мысль, главная идея повествования. Попробуйте сочинить такую сказку. Ее героями будут не люди и не звери, а кондитерские изделия. Примерные названия сказок. •О том, как пирожное захотело стать тортом. •О том, как мармелад поссорился с шоколадом •О том, как конфета потеряла свою обертку •О том, как мороженое путешествовало по Африке •О том, как вафли учились плавать.
«Звери из пластилина»
Попробуйте вылепить из пластилина необычных животных. Их названия звучат так: • кубохвостиус — ханурик однорогий; •шваброшерстиус — сюсипусик гребешковый; •длинномониус — манмарончик клыкастый; •зубоглазиус — лямурик длиннохвостый; •кривопузиус — карабясик игольчатый «Перевод с русского на русский» Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл, следующие предложения: •Муха села на варенье; •На смоле стоит стакан; •Бьют часы двенадцать раз; •Воробей влетел в окно.
Конкурсы для детей подросткового возраста
«Великие укротители»
Представьте, как мог бы выглядеть цирковой номер, если бы дрессировщики работали не с животными. Подготовьте такой номер и назовите его: «Укрощение диких портфелей, строптивых ботинок; свирепых носовых платков; необъезженных табуреток; непослушных барабанов». «Абстрактная живопись» Есть картины - портреты, пейзажи, натюрморты. А еще есть абстрактная живопись. На картинах выполненных в этом стиле, ничего нельзя понять. И только табличка под картиной дает пояснение, что же здесь изображено. Попробуйте стать художником-абстракционистом и нарисуйте такую картину, под которой можно было бы прикрепить табличку - Съеденный бутерброд с колбасой; - Муха, придавленная кучей горячего асфальта; - Избушка на курьих ножках после прямого попадания артиллерийского снаряда; - Белка, не выглядывающая из дупла в старой сосне.
«Анонимка»
Анонимкой называют письмо без подписи или письмо, которое сочинил «аноним», то есть «неизвестный». Представьте, что страсть к написанию анонимок охватила не людей, а товары в продовольственном магазине. Все продукты питания начали жаловаться в правление по контролю за торговлей на своих соседей по полкам. Пофантазируйте и сочините анонимку, которую мог бы написать... - маргарин, жалующийся на кабачковую икру; - селедка, обиженная копченой курицей; - сметана, невзлюбившая голландский сыр; - сосиски, поссорившиеся с кетчупом; - кефир, завидующий импортному йогурту.
«Прыжок без парашюта»
Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к ним на стул становится ещё один игрок, который будет «прыгающим». Он становится на край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек ловят его. Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают ребят. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет ребят крепко держаться друг за друга. Структура детского коллектива очень вариативна, не всегда отношения в нём складываются гладко. Наряду с референтными (значимыми) группами часто в детском коллективе встречаются так называемые «отверженные». Эта игра будет более продуктивной, если вожатый незаметно для ребят сделает так, чтобы на стул почаще становились «отверженные», а ловили их лидеры или те, кто их отвергает.