Действующие лица (в порядке их появления на сцене):
князь Владимир, Добрыня, дружинники, Велимир, слуга, посол-магометанин, иудей, греческий монах, рассказчик и три княжеских посла.
Сцена 1
Княжеские покои. За столом пируют князь Владимир и дружинники. Занавес поднимается под крики пирующих.
Дружинники (поднимая кубки). Слава князю, слава!
Князь. Слава Перуну, богу нашему, слава!
Дружинники (вразброд). Спасибо, князь, за угощенье! Пьем за победу! Да погибнут враги твои — печенеги!
Добрыня. Да, хорошо мы их поколотили, долго помнить будут! Не скоро к нам сунутся!
За сценой слышны шум и крики: «К князю пустите, к князю!». Вбегает Велимир, кланяется.
Велимир. Здравствуй, князь!
Князь. Что случилось? Говори!
Велимир. Князь, батюшка, беда с дружинником твоим, Федором. Помнишь ли его?
Князь. Ну, как же, конечно, смелый боец... У него сынишка.... Шустрый, весь в отца...
Велимир. Вот из-за Вани и случилась беда.
Князь. Да что случилось-то, говори!
Велимир. Началось, князь, с победы над печенегами. Жрец говорит: «Надо Перуна отблагодарить».
Дружинники (вразброд). Верно, верно! Как же иначе!
Велимир. Ну и бросил жрец жребий, а выпал жребий на Ивана...
Князь. Что ж — ему честь!
Велимир. Ну а Федор не захотел сына отдать!
Все. Как — не отдать? Сыны и другие народятся...
Велимир. Уж его уговаривали...
Князь. Ну, и что же он?
Велимир. Не слушает! «Не отдам, говорит, сына Перуну».
Все (вразброд). Как он смеет? Перун — бог!
Велимир. Федор с сыном заперся в доме. А жрец велел дом поджечь. И сгорели оба. Он еще крикнул напоследок: «Не боюсь смерти! Мы истинному Богу служим. А Перун ваш — не бог!»
Все (тихо). Перун не бог? Так и сказал? (Пауза.)
Князь. Ну, гости дорогие, попировали и будет! Прощайте, дру-ги,будьте здравы!
Дружинники. Будь здрав и ты, князь! {Занавес.)
Сцена 2
Та же палата, но яства со стола убраны. Князь Владимир и Добрыня беседуют.
Добрыня. Что невесел, князь? Что задумался? Князь. И сам не знаю, Добрынюшка (Пауза.) Забыть не могу, как погиб мой любимый дружинник. Не выходят из головы слова: «Перун — колода деревянная! Иду к Богу истинному, иду в жизнь вечную!» А кто этот «истинный Бог»? Да, я велел привести сюда людей. Пусть расскажут, как они Богу молятся (Пауза.) Жду не дождусь их.
Слуга. Князь, к тебе тут люди... Прикажешь пустить? Князь. Проси!
Входят: персиянин в халате и чалме; иудей в длинной одежде, маленькой шапочке, с пейсиками; греческий монах, в черной одежде и клобуке.
Все трое кланяются князю, каждый по-своему. Спасибо, что пришли. Хочется мне узнать, как вы в Бога верите, как ему поклоняетесь и как и где живете?
Магометанин. Велик единый Бог наш Аллах и Магомет Пророк Его!
Князь. Что един Бог у вас — это хорошо, а жить как Он велит?
Магометанин. Святое дело магометанина: убивать врагов Аллаха; пять раз в день кланяться Ему до земли; поститься и не пить вина...
Князь. Убивать да кланяться. А пировать нельзя... Что-то скучную жизнь ты предлагаешь. А я ведь веселье люблю!
Еврей. Нам вино не запрещено. И мы, князь, тоже верим в единого Бога, который сотворил весь мир, видимый и невидимый. Назвал Бог нас своим народом и дал нам 10 законов, которые мы должны соблюдать: не лгать, не убивать, не обманывать, почитать родителей, каждую субботу не работать, не хлопотать, а отдавать ее Богу.
Князь. Что же? Это как будто веселее. А где же страна ваша?
Еврей (вздыхает). За грехи наши отнял у нас Бог нашу страну и рассеял нас по миру...
Князь. Как же быть-то? Ведь если мы такую веру примем, так ваш Бог и нашу страну отнимет? Нет, мы хотим на родной земле Богу служить... (Обращаясь к греку.) Что ты о своей вере скажешь? Знаю я, что любила ее бабушка моя, Ольга!
Грек. И мы, князь, верим в единого Бога, который все сотворил. Но мы знаем также, что Бог любит людей и что Он взял на Себя грехи наши, отдал жизнь свою за нас, умер, воскрес — победил смерть и дал этим вечную жизнь верующим в него. К этой вечной жизни мы и готовимся на земле...
Владимир сидит, задумавшись. Три посла стоят.
Рассказчик (читает). Долго длилась беседа с гостями. Но князь никак не мог решить, какая вера лучше. И пришла ему мысль послать верных людей в разные страны, посмотреть, как там Богу служат.
Сцена 3
Князь Владимир, Добрыня и дружинники стоят у окна.
Добрыня. Когда-то вернутся наши послы из Царьграда?
Князь. Извелся я, их дожидаючись! Ведь другие вернулись — и от кесаря римского, и от султана. Рассказывают, рассказывают, а не лежит у меня сердце к этим верам...
Добрыня. Может быть, лучше нам остаться со старыми богами?
Князь. Да уж раз веры в них у меня не стало — как с ними оставаться? (За сценой слышны крики: «Едут... едут...»)
Добрыня (у окна). И правда, наши ладьи — что лебеди плывут! Дружинники. Наши! Наши! (Занавес.)
Рассказчик. И явились к князю Владимиру царьградские послы.
Входят три посла. Кланяются князю.
Послы (вместе). Здравствуй, князь!
Князь. Здравствуйте, послы мои добрые! Хорошие ли вести привезли?
1-й посол. Радостью полны сердца наши, князь!
2-й посол. Радость привезли тебе!
Князь. Говорите скорей!
3-й посол. Повели греки нас в храм самый большой.
2-й посол. Во время службы не знали, на небесах ли мы находимся или на земле! Сам Бог пребывает в храме, когда они молятся...
1-й посол. Не можем забыть мы той радости, что пережили в храме Святой Софии.
3-й посол. Когда вкусит человек сладкого, уже не захочет есть горького. Как же нам теперь другой веры держаться?
Добрыня. Да и твоя бабушка, князь, была того же мнения.
Князь (торжественно выходит вперед). Чует, чует сердце мое, нашли, нашли мы сокровище бесценное, веру истинную... Решено, еду за верой православной для всей нашей Руси! (Занавес.)
Рассказчик. Так в 988 г. Русь приняла христианство.
Включается запись пасхальной службы. Дьякон читает:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог, оно было
в начале у Бога... » — это начало Евангелия от Иоанна. Оно читается
на литургии в Пасху в каждом храме.
Ведущая. На Пасху христиане с радостью вспоминают и славят Воскресение Иисуса Христа. Мысленно они охватывают весь путь, пройденный им от рождения в семье плотника Иосифа до распятия на кресте. Казнь произошла за день до иудейской Пасхи, а Воскресение свершилось через день после нее. «Значит, Пасху праздновали еще до воскресения Христа? — спросите вы. — Но это, наверное, был какой-то другой праздник?» Совершенно верно! Название Пасха происходит от древнееврейского слова «пасах», «прохождение», также это слово обозначает «избавление». Как некоторые уже знают, чтобы рассказать о том, что это за избавление, надо вспомнить об исходе еврейского народа из Египта. Дело в том, что еще за несколько веков до нашей эры еврейский народ очень страдал, так как был в рабстве у египтян. Узы становились все теснее и теснее. И вот евреи, вспомнив о своем заступнике и покровителе — Боге, начали молиться, взывая о спасении. Услышал Бог вопли народа и послал всевозможные «казни» на египтян, чтобы они одумались и отпустили рабов-евреев. Помните: прошел ангел ночью по всем домам Египта и поразил всех первенцев (умертвил старших сыновей). А еврейские дома ангел обошел стороной. Ведь той ночью в каждой еврейской семье по приказу Моисея ели жертвенного агнца (однолетнего ягненка) с пресным хлебом и горькими травами... Итак, беда коснулась только египтян. На следующий день вся страна рыдала, хороня сыновей. На этот раз напуганный фараон сдержал свое слово и отпустил всех евреев к себе домой. Народ отправился через пустыню в Землю обетованную...
Ведущий. По установленным в IV веке правилам христианская церковь празднует Пасху в первое воскресение после весеннего полнолуния которое наступает после или в день весеннего равноденствия (с 4 апреля по 8 мая). Наша церковь до сих пор живет по древнему юлианскому календарю, или, как мы говорим, по старому стилю. Пасха у православных никогда не совпадает с Пасхой у иудеев. Христиане, кстати, седьмой день недели стали называть не субботой, а воскресеньем, в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес Христос.
Ведущая. «Христос воскрес!» — радостно приветствуют в этот праздник верующие друг друга и троекратно целуются в знак любви. Сама природа, кажется, ликует с ними...
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, точно море,
Море — точно небеса.
Под напев молитв пасхальных
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
К.Фофанов
Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля...
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес -
Христос воскрес! Христос воскрес!
Ведущий. К Пасхе относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались все работы, объявлялись каникулы... Люди всех сословий объединялись памятью о великом страдании и чудесном Воскресении Христа... На улицах устраивались иллюминации. Друзья и соседи собирались за общим столом, друг другу дарили подарки...
Вот наши поздравления в пасхальных открытках, подготовленных ребятами. Примите их.
Читаются поздравления. Дети поют «Богородица Дево, радуйся».
Ведущая. За века этот праздник глубоко вошел в жизнь и родились присказки, поговорки, связанные с ним. «Дорого яичко к Христову дню» — так говорят, когда хотят подчеркнуть, что всякому делу есть свой срок. «И дурак знает, что в Пасху праздник!» — это прямой намек на что-то очевидное, что не хочет брать в расчет собеседник.
Сложились также поверья и приметы: воздержание от сна в ночь перед Пасхой предохраняет от болезней, обеспечивает счастливое замужество, богатый урожай. А вот приметы, связанные с погодой.
На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и
красному лету.
На Пасху дождь — к урожаю.
На Пасху гром — к урожаю.
И на второй день тоже наблюдали за природой. Если ясная погода — лето будет сухое.
Вот вопрос: иногда на Пасху старики расчесывают волосы с каким-то пожеланием... Что они просили у Бога? (Чтобы было столько внуков, сколько волос на голове.)
Ведущий. Старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Молодые взбираются на крыши, чтобы встретить солнце.
На пасхальной службе девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочонках да в порт-чонках! >> (Да, всякие бывали времена. После татаро-монгольского нашествия, когда города и села лежали в пепле, наличие простой одежды говорило о силе, ловкости, удачливости жениха.) «Дай, Бог, жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» (Эта поговорка пришла из мирного времени.)
Ведущая. Или такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит дом от пожара. На Пасху люди обмениваются яичками, чтобы все худое, плохое, под стать скорлупе, отстало от нас, а наружу проклюнулось, вышло самое красивое. У пасхальных яиц символична даже раскраска: красный цвет символизирует радость о Воскресении Спасителя и напоминает о пролитой за нас крови.
Ведущий. Узоры писанок несли в себе глубокий смысл:
на зеленом фоне белые контурные линии, кружки — оранжевые; точки — красные, веточки — белые (прямые), желтые (дугообразные). Обычно дарили родителям. Этот узор обозначал пожелания здоровья;
на красном фоне — веточки, солнышко, ласточки, а вокруг небо — заклинание весны;
чередуются красные и черные треугольники; контурные линии, кружочки на черном — белые — богатство.
Да, пожалуй, и нет ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанки:
ласточки в полете — славят и зовут приход весны;
спираль — знак долголетия и жизни (дарили пожилым людям);
зеленые сердечки — жар любви (девушки дарили парням);
рушничок — чтобы дочь удачно вышла замуж;
крапинки — смена будущей жизни;
корзина с цветами — полнота жизни и т.п.
Цвета тоже имели свою символику:
красный цвет — цвет радости, жизни, любви;
желтый — посвящается солнцу, луне, звездам;
зеленый — символизирует весну и природу;
сочетание красного и белого — благодарение Бога за защиту от зла;
коричневый — плодородие земли и т.д.
Ведущая. Кончался долгий пост — и начинались веселые развлечения: качели, хороводы, песни-веснянки. (Исполняется хоровод.) Много разных игр и забав знал народ. В Пасхальную неделю можно было ходить по домам и петь песенки, в которых выражалось пожелание хозяину. Песенки обычно заканчивались требованием подарка.
Хозяюшка, наш батюшка!
Одари гостей, не намни костей!
Не хочешь дарить — пойдем с нами
Грязь месить, собак дразнить,
Собак дразнить и людей смешить!
Ведущий. Первое воскресенье после Пасхи — последний день пасхальной недели — носит название Красная Горка. Вот когда устраивались свадьбы. Этот день считался счастливым для вступающих в брак и весьма вольготным для ребятишек. Последние мастерили соломенное чучело, укрепляли его на длинном шесте и ставили на горке.
Ведущая. Для празднования выбирали самое высокое место — красную горку. Заводили вокруг чучела хороводы, пели песни, угощались яйцами, куличами, пили квас. Вечером чучело сжигали под песни и пляски.
Ведущий. Иногда этот день называли «девичьим праздником». Девушки наряжались — женихи себе невест выбирают! Считалось дурной приметой, если парень и девушка просидят на Красную Горку дома: такой парень или совсем не найдет невесты, или возьмет рябую, а девушка или не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. (Исполняется веселый танец «Кадриль».)
Ночные пасхальные службы в православных церквях с крестным ходом, с чудесными песнопениями, колокольным звоном или, скажем, строгие предписания, которых придерживаются верующие, — все это не заслоняло, а усиливало радость прихода весны, обновления жизни, терпеливого, мудрого отношения ко всем тяготам бытия...
Как встречали Пасху в 1942 г. в Москве
Ведущая. К этому времени завершилось зимнее контрнаступление Красной Армии под Москвой. Но столица оставалась прифронтовым городом. А значит, строжайше соблюдались правила затемнения и комендантский час.
Но приближался один из главных христианских праздников — православная Пасха. В этот год она была ранней и к тому же чудесно совпала с 700-й годовщиной разгрома немецких псов-рыцарей на Чудском озере отрядом Александра Невского. Праздник двойной!
Прошла последняя неделя перед Пасхой — Страстная неделя. Митрополит Николай Ярушевич предупредил верующих, чтобы приняли меры к соблюдению всех правил поведения, установленных для военного времени. В субботу 4 апреля 1942 г. утренние радиопередачи неожиданно для всех начались с распоряжения коменданта Москвы о разрешении свободного движения в столице в ночь на 5 апреля — согласно христианской традиции! Вряд ли подобное распоряжение комендант прифронтового города решился бы дать без ведома Верховного главнокомандующего — Сталина.
Субботний день в Москве был теплым, сырым и мрачным. Оседали серые сугробы, весенние воды появились на тротуарах и мостовых. Накрапывал дождь. У Сов. Информбюро толпились люди. Стояли очереди за газетами. Но настроение у верующих и неверующих было праздничным.
К 8-9 часам вечера все храмы были заполнены людьми. Каждый нес в сердце молитву: кто за здравие воинов, сражающихся на фронте, кто — за упокой павших. Всех объединяли два чувства: вера в Христово Воскресение и страстное желание победы над врагом.
Священник обращается к верующим: «Братья! Город наш окружен тьмой, тьма рвется к нам на вражеских крыльях. Враг не выносит света. Он наносит по нему удар. Впервые наше Светлое Воскресение мы встречаем впотьмах. Тьма стоит за порогом и готова обрушиться на всякую вспышку света. Окна храма забиты фанерой, двери наглухо закрыты. Но мы зажжем свечи, которые у каждого в руках, и храм, который засияет внутри каждого из нас, никакой враг погасить не в силах. Воинство наше, наши мужья, братья и сыновья, и дочери в этот час стоят на страже света. Они против сил тьмы. Храните в себе свет, верьте в победу! Победа грянет, как Светлое Воскресение».
Главная служба шла в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, что на Бауманской площади. Внутренность храма залита светом, блестят золотом иконостасы, все утопает в цветах.
И вот наступает торжественная минута. Во главе сонма священнослужителей митрополит Николай, завершает службу сам патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Начинается пасхальная заутреня. Открылись Царские Врата, заблистали своей красотой престол, запрестольные иконы, окруженные чинным благолепием и массой живых цветов. Сейчас трудно подтвердить или опровергнуть ходившие в то время слухи о том, что эти цветы были доставлены с юга правительственным самолетом. Возвышаясь над хором, что славил Воскресение Господне, громко и ясно звучал голос митрополита Николая, читавшего пасхальное послание патриаршего местоблюстителя: «...Да поразит праведный Судия всех злоумышленников и да откроет глаза тем, кто еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова!»
Тихо и спокойно расходились люди по домам...
А на дальних подступах к столице шли яростные воздушные бои и грохотали зенитки. ...Встала огненная стена, сквозь которую вражеские самолеты не могли пробиться к городу.
Ведущий. Тогда русские люди отстояли свою родину. А потом подняли ее из руин, сделали великой державой. А сейчас? Что за время переживаем мы?
Кричите гневно вы — за что, за что карает нас?
А сами прячете глаза от необъятных глаз.
Нужны вам только доброта, прощение и свет,
А сами небу каждый миг вы говорите: «Нет!»
Вы сами виноваты в том, что рушатся дома, —
Ведь ваши души толстым льдом окутала зима.
Вы — следствия своей вины, неверия и лжи,
Господь совсем не для того вам вверил вашу жизнь.
Вы сами предали любовь, забыли доброту,
Вы злобой очернили день и пресекли мечту,
Вы изменили суть свою наперекор Творцу,
И к зверям ближе стали вы, чем к Божьему Лицу.
Нет, не оставил вас Господь —
Он плачет и зовет, Вы сами губите себя — а Он смиренно ждет,
Вы сами прячете глаза от необъятных глаз,
Вы сами губите себя — не Он карает вас.
М.Скребцова
Ведущая. Вспомните слова А.С.Пушкина «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Поразмыслите над этими словами, заодно и над изречениями, в которых отражен нравственный опыт поколений.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго добро,
От злого зло родится.
Итак, у человека есть право выбора, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Л.Н.Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие». Добро может рождаться и из зла, как пламя на поленнице холодных дров. Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте над этими словами, способны ли вы:
простить обиду;
поделиться последним с другом;
уступить слабому;
пожертвовать незнакомому человеку;
помочь;
утешить.
И проанализируйте: нравятся ли вам результаты вашей самооценки? Кто готов мысленно похвалить себя? Кто нет?
В заключение хочу сказать о любви к Родине. Хорошо сказал об этом писатель И.Ильин: «Быть русским — значит не только говорить по-русски, но воспринимать Россию сердцем, видеть ее драгоценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий... Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в нее русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить борьбу за нее и нашу победу. Без веры в Россию нам не возродить ее».