познакомиться с детьми;
сформировать положительный настрой на общение;
развивать позитивные эмоции;
заинтересовать детей обучением.
Оборудование: поезд, вагончики у детей, колокольчик, карандаш, пенал, тетрадь, ластик, линейка, кисточка, краски, азбука, портфель, игрушки, мешочек с буквами.
ХОД УРОКА
Перед началом урока во время рассаживания детей звучат школьные песни. Учитель звонит в колокольчик и исполняет песню.
Все начинается со школьного звонка.
В далекий путь отчаливают парты.
Там, впереди, покруче будут старты
И посерьезней будут, а пока…
Диктовки и задачи,
Удачи, неудачи,
Параграфы, глаголы
И древние века!
То слово не склоняется,
То Волга потеряется…
Все это начинается
Со школьного звонка!
Учитель читает стихотворение.
Нарядные! Парадные!
Такие ненаглядные!
Причесанные, с бантиками
Девочки идут!
И мальчики отличные!
Такие симпатичные,
Такие аккуратные,
В руках цветы несут!
Все бывшие проказники –
Сегодня первоклассники.
Сегодня все хорошие,
Таких вот в школе ждут!
– Сегодня начинается ваше большое и долгое путешествие по стране Знаний. На пути вас ожидают взлеты и падения, удача и поражение, трудности и радость побед. Итак, в путь! Но на чем же мы поедем? Отгадайте.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Вывешивается иллюстрация поезда. Звучит мелодия «Поезд из Ромашково», дети имитируют движение поезда.
I. Станция «Знакомство»
– Познакомимся друг с другом. Вы должны передать клаксон, подать один раз сигнал и назвать свое имя. (Будем знакомы Лариса Сергеевна. Будем знакомы Ваня. И т.д.).
Раздается стук в дверь, входят Медвежонок, Лисенок, Бельчонок.
Ведущий.
Здравствуйте, зверята!
Звери.
Здравствуйте, ребята!
Лисенок
А нельзя ли будет нас
Взять с собою в I класс?
Медвеж.
Это будет... Это будет...
Что-то около шести.
Ведущий.
Дети! Правильный ответ?
Дети.
Нет!
Ведущий.
Нет, Мишутка, будет...
Дети.
Пять!
Ведущий.
Не умеешь ты считать!
Задание второе.
Я возьму вот эти буквы
И из них сложу я слово...
Вот уже и все готово! (Складывает слово «Школа».)
Эй, Бельчонок, посмотри —
Что написано? Прочти!
Бельчонок.
Хоть я маленький бельчонок,
Даже утром и спросонок
Прочитаю лучше всех
Слово сладкое — «орех»!
Каждый братец мой лисенок
Прочитает без ошибки
Лисенок.
Слово вкусное такое...
Ну, конечно, это — «рыбка»!
Ха-ха-ха! Аж смех берет!
Медвеж.
Где тут рыбка? Это — «мед»!
Ведущий.
Успокойтесь, успокойтесь!
И, пожалуйста, не ссорьтесь.
Ребятишки, помогите,
Слово правильно прочтите.
Дети (читают). «Школа»!
Ведущий.
Задание третье.
Дорогие наши гости!
Можете ответить нам:
Чтобы быть всегда здоровым,
Что нам делать по утрам?
Это каждый должен знать:
Медвежонок.
Надо всем... подольше спать.
Ведущий.
Дети.
Нет!
– Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
– А на уроках у нас будут физкультминутки. (Учить проводит физкультминутку)
Гости благодарят ребят и прощаются.
– Отправляемся дальше в путь. Ой, стоп кто-то потерялся, отстал от поезда. Нет мальчика в синем костюме с голубыми глазами, в жилетке и с бабочкой. Посмотрите друг на друга, о ком это я говорю. (Дети угадывают ученика, он выходит к доске и отвечает на вопросы учителя. Игра повторяется три раза.)
Как тебя зовут?
Как зовут твоих родителей?
Где работают мама и папа?
Назови свой адрес.
– Отправляемся дальше.
II. Станция «Размышляйкино»
– Отгадайте загадки о школьных предметах, а два ученика мне будут помогать находить отгадки на моем столе и класть их на парты.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
То я в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Потому что я … (тетрадь)
Как ему работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Ластик)
Я люблю прямоту,
Я самая прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски и кисточки)
Помогавшие ученики садятся на места. Учитель приглашает двух учеников.
– Когда вы собирались в школу, кто вам помогал? (Мама и папа)
– Берите за руку маму или папу и приглашайте сюда, они вам и сейчас помогут.
Игра называется «Помоги собрать ребенка в школу». Родители должны правильно собрать портфель (на столе среди школьных принадлежностей лежат лишние вещи), одеть его сыну (дочери) и, пожелав удачи отправить в школу. (Игра проводится один раз.)
– Ваши родители очень хорошо приготовили вас к школе. На вас красивая форма, новенькие портфели, в которых много всего интересного. А Ваня со своей мамой летом даже занимались, и они вам об этом расскажут.
Груши
Ванина мама.
Иван, вот четыре
Красивые груши
Лежат на тарелке.
Не кушай, а слушай:
Если одна из них
Брату достанется,
Сколько тебе
На тарелке останется?
Ваня.
«Две»
Мама.
Ну почему?
Одну ведь ты брату
Отдашь своему.
Ваня.
Да я-то бы рад,
Мне пример этот ясен.
Но только мой брат
На одну не согласен!
По Ю. Сулайману
– И Илья с мамой занимались.
Орехи
Илья мама
А ну-ка, малыш,
Отвечай мне урок:
В кармане твоем
Три ореха, дружок. (Кладет в карман три грецких ореха.)
Побаловать мама
Сыночка решила —
Еще два ореха
В карман положила. (Кладет в карман еще два ореха.)
Запомнил? Теперь
Все орехи сложи...
Сколько в кармане
Орехов, скажи.
Илья
Сколько орехов?
Да ни одного!
Мама.
Ты огорчишь так
Отца своего!
Считать не умеешь —
Позор для семьи!..
Илья
Дырявые, мама,
Карманы мои!
По М. Газиеву
– Отправляемся дальше.
III. Станция «Умейкино»
– У вас на полочках лежат вагончики, достаньте. Чтобы они были красивыми выполним штриховку. (Повторяются правила посадки, и как правильно держать карандаш)
Штриховка вагона синим цветом.
Штриховка крыши красными горизонтальными линиями.
Нижняя часть зелеными вертикальными линиями.
Колеса по спирали коричневым.
В окошке нарисуйте себя.
– Отправляемся дальше.
IV. Станция «Знайкино»
– Отгадайте, о каких буквах идет речь.
Вод два столбика наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
– Что на букву А может ездить по дорогам? (Автобус, автомобиль)
– Эта буква похожа на полумесяц. (С). На чем можно путешествовать, слово должно быть на букву С? (Самолет, сани, самокат)
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток? (Т)
– На чем можно путешествовать, слово должно быть на букву Т? (Такси, троллейбус, теплоход, танкер)
– А теперь поиграем в игру «Отгадай букву». С закрытыми глазами вы должны взять одну букву, ощупать и угадать
Игра повторяется 4–5 раз.
– А теперь вернемся на много-много лет назад, когда ваши родители были школьниками.
Родители исполняют инсценировку (3 мамы, 2 папы)
Расселись ребята
На бревнышке в ряд
И тихо о школе все говорят.
Мне нравится школа, –
Наташа сказала.
Всю жизнь я о школе, ребята, мечтала.
Учитель мне нравится, –
Петя сказал.
Он строгий,
Таких я еще не видал.
А мне, чуть подумав, –
Промолвила Лена,
Мне больше всего …
Перемена!
Скорее в школу я бежал!
На крыльях я туда влетал!
Мне нравились там парты,
И глобусы, и карты,
И доски, и мелки,
И школьные звонки!
А чтобы мы не хныкали,
Придуманы каникулы!
– Отправляемся дальше.
V. Станция «Поучайкино»
– На этой станции я хочу познакомить вас с вашим воспитателем … Она будет с вами играть, проводить великолепные занятия, ходить на прогулку. Послушайте, какие наказы мы вам дадим.
Вот пришел желанный час:
Ты зачислен в первый класс.
Ты, дружок, послушай нас,
Мы даем тебе наказ.
Утром рано просыпайся,
Хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
На уроках не хихикай.
Стул туда-сюда не двигай.
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.
Всем о школе расскажи,
Честью школы дорожи,
Учись писать, читать, считать,
Чтоб получать отметку "пять".
Вот и все наши советы,
Их мудрей и проще нету.
Ты, дружок, их не забудь,
До свиданья! В добрый путь.
– На этом наше путешествие заканчивается, пора возвращаться домой.
VI. Возвращение домой
Дома на станции нас встречает библиотекарь.
– А встречает нас хранительница книг Галина Маликовна. (Она поздравляет родителей и детей и дает напутствие родителям.)
Напутствие родителям
Многое нужно для этого знать.
Родителям мы хотим пожелать:
Детям всегда во всем помогать,
В школу с утра ребенка собрать,
Напутствия добрые вовремя дать,
Умную книжку успеть прочитать,
А в выходной не забыть погулять,
Чтобы болезней всех избежать,
Надо еще детей закалять,
Собрания также все посещать,
Школе по мере сил всегда помогать.
А главное – без сомненья –
Желаем мы вам терпенья!
– А в свою очередь ученики дадут клятву. (Повторяют за учителем)
Мы, ученики 1 «А» класса,
Клянемся и обещаем:
В учебном году не лениться,
Стараться прилежно учиться,
К вершинам знаний стремиться,
Результатов высоких добиться!
– Ваши старания никогда не останутся без внимания самых близких людей, ваших замечательных родителей, и они вам дадут ответное обещание.
КЛЯТВА РОДИТЕЛЕЙ
Да! Да! Да! – Все произносят хором
Детям в учебе поможем всегда! Да! Да! Да!
Чтобы детьми была школа горда! Да! Да! Да!
Нас не пугает задач чехарда! Да! Да! Да!
Формулы вспомнить для нас ерунда! Да! Да! Да!
Клянемся детей не лупить никогда! Да! Да! Да!
Только слегка пожурить иногда! Да! Да! Да!
Будем спокойны, как в речке вода! Да! Да! Да!
Мудрыми будем, как в небе звезда! Да! Да! Да!
Мы на ремонт вложим много труда! Да! Да! Да!
Чтоб школа вечно была молода! Да! Да! Да!
Будем вставать по утрам в холода! Да! Да! Да!
Чтобы успеть и туда и сюда! Да! Да! Да!
Вкусные будем готовить блюда! Да! Да! Да!
Баловать сладким детей иногда! Да! Да! Да!
Когда ж завершится учебы страда! Да! Да! Да!
Вместе с детьми погуляем тогда! Да! Да! Да!
Звучит музыка.
При составлении сценария была использована всем известная инсценировка со сказочными зверями, стихи М. Газиева, Ю. Сулеймана, методическое пособие Афанасьева С.П. «Первый звонок. Что делать в школе 1 сентября».