Оформление сцены: стела Лагерного сада «Герои Советского союза». Звучит музыка «Грезы» Роберта Шумана, кадры Лагерного сада, голос за кадром:
- Там, за пеленой вашего понимания, мой мир. Мир гранитной стены, на которой высечены имена тысячи людей. И кровь, и пули, и крики, и души – все на мне. Одна Стена Скорби – отражение во всех подобных стенах. ..С каждым именем я словно впитала кровь этих людей, их судьбы, их ненависть, их страхи... За ваши судьбы и моления, я обрела зрение. И предстало мне то, отчего камень покроет трещина: то, что влилось в меня с такой тоской, что хотелось пылью осесть на земле…Когда погибают святые и чистые, ни дожди, ни жесткие ветра не способны омыть слезы скорби, освободить меня от этой боли …
Говорите: «Что взять с камня? Вы, люди сумели через боль и печаль, вбить в меня, в мертвую стену – ДУШУ. И теперь я живая и моя душа - иной мир, мир в котором за триумфами высоких фраз, побед, парадов, остаются одни слезы, и невидимые вам трещины. Плач вдов и матерей, сыновей и мужей, и тех, кто, скрывая слезы, плачет, и я плачу в унисон этим сердцам, не зная, когда закончится вечный плач у моего подножья… (музыка стихает)
Чтец 1. Безмолвье вечного привала.
Солдат свое отвоевал!
Как на высоком перевале,
Стоит гряда бетонных скал.
На этих каменных страницах
Не сосчитать родных имен.
В бою погибшим поклониться
Идут весь день ...
Со всех сторон.
Горит огонь
Светло и свято.
Живет в нем дух сибиряка.
Лишь мать погибшего солдата
Окаменела на века.
На сцене у стелы появляется Мать (в черном, с цветами).
Мать (лучше в записи):
Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь, не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя.
Горюшко мое,- где же ты..
Стела: Среди 169 имен, увековеченных на стеле «Герои Советского Союза», она найдет родное имя, бережно прикоснется к каждой его буковке. Алексей Лебедев. Алеша…(на слайде – фото А.Лебедева) И теплые материнские руки поведают мне историю про красивого и веселого паренька из глухого сибирского села Александровское, обессмертившего свое имя подвигом на далекой чужой стороне.
Чтец1: В 1945 году юный командир взвода Алексей Лебедев погиб при освобождении чехословацкого местечка Бела, закрыв своим телом амбразуру пулемёта, за что потомки назвали его сибирским Матросовым. А было так: В ночь на 6 января 1945 года взвод, которым он командовал, получил приказ взять высоту, где окопались немцы. Пошли на штурм под покровом ночи. Но когда до неприятельских окопов оставались десятки метров, гитлеровцы заметили бойцов и открыли огонь. Алексей пополз к пулемету, метнул две гранаты. Пулемет смолк. Но как только бойцы поднялись, застрочил опять. У Алексея гранат больше не было, а на раздумья оставались секунды. И комвзвода бросился вперед…
Алексей выходит:
Нет,
Не до седин,
Не до славы
Я век свой хотел бы продлить,-
Мне б только
До той вон канавы
Полмига,
Полшага прожить.
Прижаться к земле.
И в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только
Вот эту гранату
Злорадно поставив на взвод,
Всадить ее,
Врезать как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!
…прожить бы мне эти полмига,
А там я всю жизнь проживу!
(взрыв, падает, мать с криком «Алеша!» бросается к нему)
Стела : ... Когда боевые товарищи подбежали к месту события, они увидели бездыханное тело героя, рядом убитых фашистских пулеметчиков. Младший лейтенант А. Ф. Лебедев во имя успеха своей части, для спасения жизней бойцов взвода, пожертвовал собой.
2 куплета песни «Белеет ли в поле пороша…», слайд – памятник. Алексей и мать уходят.
Звучит «Реквием». Появляется Мария Октябрьская в плаще, со свечой: Я умерла, меня нет на этой земле, лишь имя – здесь, на этой стеле…но голос мой ещё звучит в душах тех, кто знал и любил меня. Я ничего не могу вам рассказать, кроме того, что было, кроме прошлого! Потому что у мертвых нет ни настоящего, ни будущего, а есть только прошлое. И я буду говорить только о прошлом.
Звучит кульминационный момент «Реквиема». Она стоит спиной к зрителям, к ней подходит Он, берёт её за руку; одно мгновение они смотрят друг на друга, становятся спинами друг к другу: Она - на зрителя. Он — сзади неё. Девушка, распахнув плащ, загораживает мужчину, который в этот момент незаметно уходит за ширму. Она опускает руки - его нет. Смолкает «Реквием».
Она: Илюшу я очень любила. Высокий, статный комиссар Красной армии, он сразу понравился мне. В 25-м мы поженились и взяли себе новую фамилию - Октябрьские. Я ни в чем не хотела отставать от мужа - до войны уже была ворошиловским стрелком - так хорошо стреляла, что выбивала 48 очков из 50 винтовкой, машину водила, стреляла из пулемета - вот такая была жена комиссара!" Я очень хотела, чтобы Илья гордился своей боевой подругой.
Чтец 1: Мария Октябрьская в 41-м году из Кишинёва приедет в Томск в эвакуацию. Именно в нашем городе она получит похоронку на мужа - спустя почти год после того как он погибнет 9 августа 41-го, в самом начале войны.
Мария (на сцене – танцевальные движения, но ломаные:)
Я несла свою беду
По весеннему по льду,
Обломился лёд, душа - оборвалася!
Камнем под воду пошла.
А беда, хоть тяжела,
Но за острые края задержалася.
И беда с того вот дня
Ищет по свету меня,
Рядом с ней идут молва
С кривотолками.
А что я не умерла
Знала голая ветла
И ещё перепела с перепёлками.
Чтец 2:(фоном музыка «ах, война -1…») С того момента её главной мечтой становится отомстить за смерть любимого. Однако на просьбы отправить её в действующую армию военкомат неизменно отвечает отказом. Тогда она принимает решение - на фронт отправиться на своём танке.
Мария: Я продала всё, начиная с фильдеперсовых чулок... дорогие часы, всё продала - и ткани, и посуду, и набрала эти деньги - 50 тысяч, отправила в Москву на строительство танка. Туда же в Москву отправила и телеграмму на имя Сталина, в которой просила назвать построенный на сбережения танк "Боевой подругой", а меня направить на фронт в качестве водителя этого танка.
Чтец 1: Ответ Сталина не заставил себя долго ждать. «Ваше желание будет исполнено» - этот вердикт не посмел нарушить никто. Уже в октябре 43-го её танк «Боевая подруга» принимает свой первый бой, но прежде гвардии сержант Октябрьская закрепляет в водительской кабине фотографию своего мужа.
Звучит 2-й куплет песни Б. Окуджава: (смена слайдов о войне. На сцене под эту песню идёт небольшая хореографическая композиция)
«Ах, война, что ж ты, подлая, сделала?
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься!-
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты пoтом.
Стела: Её новенькая тридцатьчетверка бесстрашно шла на таран, подминая под себя десятки фашистских орудий и солдат. Она мечтала участвовать в освобождении Киева, где погиб её муж, но в январе 44-го во время одного из боев осколок мины - опаснейшее ранение в левый глаз - делает исполнение этой мечты невозможным.
Чтец 2: Уже посмертно в августе 44-го Марии Октябрьской присваивают звание Героя Советского Союза. Она была и остаётся первой и единственной женщиной-танкистом, удостоенной столь высокого звания. Ее имя – в четвертом столбце стелы, третья строчка.
Мария: «Я сердце своё никогда не щадила.
Ни в песне, ни в горе, ни в дружбе, ни в счастье.
Прости меня, милый. Что было - то было.
Мне горько. И всё-таки это-счастье... »
Звучит «Реквием». Девушка берёт свечу и задувает пламя.
Чтец: (слайд – ветераны) В День Победы солдатскому братству верны
Собираются в круг ветераны войны.
Без чинов и без званий — Иваны, Петры —
Побратимы суровой военной поры.
Выходит ветеран, внимательно читает списки на стеле
Стела: здравствуй, ветеран…рада, что ты опять пришел. Морщинок у глаз стало больше, одышка…сердце пошаливает? Но все еще держишь военную выправку. Вот она – школа! Томское артиллерийское училище… тебя и еще немало славных ребят в 30-40-е отсюда, из стен училища направили сразу в пекло войны. Томские артиллеристы дали клятву родному городу храбро и с достоинством выполнять воинский долг и сдержали её. Пятидесяти восьми выпускникам училища присвоено звание Героя Советского Союза. Увы, многие из этих славных имен здесь, на моей стене: Кутейников, генерал-майор Моисеевский. Трифонов, Борусов М.Ф., Шуклин …
Ветеран, присаживаясь в раздумье:
В ту минуту, окопную юность
Не мечталось дожить до седин.
Сколько, сколько очей сомкнулось,
Сколько песен застряло в груди?
Не считай бугорков придорожных,
Обелисков в степи не считай.
Только память светло и тревожно
Нас ведет на передний свой край.
Тишина. Ее тяжесть безмерна
Среди гор, и лесов, и долин.
Лишь звенят в напряжении нервы.
Я из сотни вернулся один.
Я, наверно, родился в рубашке.
Память в рост исполинский встает,
И чернеют на поле ромашки,
Как тогда, в незабвенный тот год.
Чтец 1: он бережно хранит свидетельства войны. Среди многих наград, фронтовых писем лежит и газета «Красная звезда» от 9.8.1942 г., в которой Константин Симонов описал подвиг выпускника артиллерийского училища Ильи Шуклина.
Ветеран: (разворачивает газету) В районе Перекопки под Касторной бой с фашистами приняла батарея под командованием лейтенанта И.Шуклина. Атакуемые 30 танками, артиллеристы били врага 2 часа, уничтожив 14 экипажей, остальные отступили. В бою были тяжело ранены все бойцы батареи, и Илья заканчивал сражение один, управляясь за все номера орудийного расчета.
Чтец 2: Этот подвиг нашего выпускника за четыре года войны не смог повторить никто. Весть о богатырском подвиге облетела все фронты. «Знаменитый истребитель танков» - так стали его именовать. Илья Захарович Шуклин был награждён орденом Красного Знамени и воинским званием старший лейтенант.
Чтец 1: Но вскоре героя симоновского очерка не стало. 22 июня 1943 года у села Голая Долина под Святогорском разгорелся жаркий бой. Он длился целый день. В этом бою геройски погиб Илья Захарович Шуклин.
За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и геройство Шуклину Илье Захоровичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Чтец 2 Навек запомнят ветераны
Бой, закипевший у Донца.
Здесь, несмотря на кровь и раны,
Шуклин сражался до конца.
Ветеран: Много сибиряков полегло тогда на этом направлении – Сталинград! И недаром звание присвоили нашей сибирской дивизии – гвардейская! Насмерть стояли наши гвардейцы, навечно остались мои друзья на волжской земле, но врага вспять повернули! Более трех тысяч похоронок получили оттуда на сибирской земле. В память о подвиге 79-й гвардейской дивизии на Мамаевом кургане вознесся монумент.
На слайде – «Родина – мать», выходит мать:
Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой
И любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессилив,
Задремала,
И приснилось ей,
Будто бы она —
Сама Россия,
Мать 100 миллионов сыновей.
Будто в поле,
Вихрем опаленным,
Где последний догорает бой,
Кличет,
Называя поименно,
Сыновей,
Что не придут домой,
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть
России.
Как морей не вычерпать до дна.
Песня «Красная стена»- под гитару,:
Обещал с войны вернуться
Сын родной своей мамане,
Сорок лет почти прождала
На сибирской стороне.
Да недавно повстречала
На Мамаевом кургане,
Третья строчка, пятый столбик
На кровавой той стене.
Красная стена,
Скорбная стена
Помнит имена
Тех, кто не дожил,
Тех, кто здесь лежит…
Выходят две студентки:
-Война закончилась, но песней опалённой над каждым домом, до сих пор она кружит.
-И не забыли мы, что двадцать миллионов ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.
-Они исполнили солдатский долг суровый и до конца остались Родине верны.
-И мы в историю заглядываем снова, чтоб день сегодняшний измерить днём войны…
Чтец 1: на одной из стел в Лагерном саду вы можете найти имя Александры Постольской. Она, студентка томского политехнического, шагнула в бессмертие в 19 лет…(на слайде ее фото)
Чтец 2: Поступив на первый курс Томского технологического института, Александра Постольская была полна радужных надежд. Но война сломала все ее планы. Ушли на фронт отец и брат Владимир.
Чтец 1: дважды ее выпроваживали из военкомата, куда она ходила проситься на фронт. В третий раз повезло... «Мне доверяют, меня берут на фронт,— писала она в те дни.— Я люблю свою Родину, люблю жизнь... И я буду помогать армии, фронту. Это, хорошо!!!»
(фоном идет музыка «9-й наш десантный батальон»)
Чтец 2: В августе 1942 года Шура уже сражалась на передовых позициях в составе 758-го стрелкового полка. Боевые товарищи вскоре избрали бесстрашную, неунывающую и всегда отзывчивую девушку комсоргом 3-го стрелкового батальона.
Чтец 1: В районе села Рыбки, Смоленской области, ее батальон оказался в окружении.
Чтец 2: Тогда-то Шура и написала свою последнюю записку, в которой заверяла, что выполнит свой долг, как подобает коммунисту.
( в это время за ведущими занимают место две девушки, сидящие у костра, накрывшись одной шинелью) (стих. «Зинка» - Ю. Друнина)
Юлька (санинструктор):
Мы легли у разбитой ели,
Ждём, когда же начнёт светлеть.
Под шинелью вдвоём теплее
На продрогшей, гнилой земле.
Шурка (пишет записку мечтательно глядя в костёр):
-Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Дома в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живёт.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в доме квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждёт...
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Девушки встают, выходят вперёд музыка смолкла
Юлька:
- Отогрелись мы еле-еле
Вдруг приказ: «Выступать вперёд!».
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идёт.
Шурка:
-С каждым днём становилось горше.
Шли без митингов и знамён.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрёпанный батальон.
Юлька:
-Шурка нас повела в атаку,
мы пробились по чёрной ржи,
По воронкам и буеракам,
Мы не ждали посмертной славы,
мы хотели со славой жить!
Почему же в бинтах кровавых
светлокосый солдат лежит?
Её тело своей шинелью
укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели
о сибирских глухих садах.
Звучит фонограмма (-1) песни «Журавли».(можно оркестровую, чтобы шла тема)
Шурка, опустив голову, медленно уходит.
-Знаешь, Шурка, я против грусти,
Но сегодня она не в счёт.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живёт.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в доме квашнёй и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла
( с надрывом)
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб она тебя не ждала.
Юлька уходит.
Стела:16 августа 1943 года при прорыве из окружения, ефрейтор Постольская, повела батальон в контратаку. Бой, продолжавшийся несколько часов, окончился победой. Но радость бойцов была омрачена смертью их комсорга Шуры Постольской… и вы, молодые, сильные и прекрасные своей юностью, приходя сюда весной, когда пробуждается жизнь, вспомните, что 70 лет назад здесь стояла и улыбалась такой же весне, любовалась этой же излучиной реки, так же радовалась жизни юная девушка, чье имя стало легендой.
Песня «Ты помни»
Поочередно с двух сторон выходят все участники:
1)-С вешним теплом пробуждается жизнь. От пахотного клина идет пар – земля дышит.
2)-А вообразите-ка себе, что стряслось бы, кабы она не одолела зимнего окаменения и осталась бездыханна…
3)-в деревьях начинается ход сока от корней к веткам, лопаются почки. И на свет лезет упрямый лист
4)-а представьте, если бы что-то помешало соку подняться от корней к кроне…
5)-щедро льется с небес солнечный дождь, под которым нежатся лесные, речные жители
6)-а кабы светило однажды погасло…
7)-но год за годом является весна как торжество тепла и света над холодом и мраком, добра и жизни над злом и смертью
8)- Весна входит в наш город через Лагерный сад.
9)-и каждая новая весна зовет томичей сюда, в Лагерный, где природа, как будто вторя Человеку, утверждает: За счастье, за жизнь стоит бороться
10) те, чьи имена выбиты на памятных стелах, 66 лет назад отстояли право на существование нашей Родины, на весеннее тепло и животворящий свет. Это наше место Памяти, место Любви.
Чтец 1.:
Покуда сердца стучатся
Все:
Помните!
Чтец 2: какой ценой завоевано счастье,
Все:
Пожалуйста, помните!
Чтец 1:Песню свою отправляя в полет,
Все:
Помните!
Чтец 2: О тех, кто уже никогда не споет
Все:
Помните, помните! (стук сердца)
Слайд – стела:
«Я порой себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной».
Конец!