Организационный момент
Зал украшен репродукциями картин Б.М. Кустодиева «Масленица», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка». В зале накрывают стол с русским самоваром, маслом, медом, блинами, сметаной, вареньем и т. д. Все садятся под музыку русских плясовых. Минут через 15—20 слово берет ведущий
Ход мероприятия
II. Организационный момент
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Меня зовут Ольга Анатольевна, я хозяйка сегодняшнего праздника.
Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Масленица – один из древнейших обрядовых праздников земледельцев. Это магическое действие, прогоняющее зиму - Мару, или Марену. Возник обряд в языческие времена. И был он настолько ярок и зажигателен, настолько любим народом, что христианство, устав с ним бороться, смирилось и попыталось приспособить к своему учению с некоторыми изменениями. В языческие времена Масленицу праздновали в день весеннего равноденствия. Магия обряда была направлена на то, чтобы помочь солнцу набрать силу для удлинения дня. Теперь этот праздник приурочен к Великому посту и празднуется за семь недель до Пасхи. Масленица для христиан — это подготовка к долгому Великому посту.
Ведущая: Масленица — это своего рода недельный карнавал.
Каждый из семи дней Масленицы имеет свой смысл.
(показ слайдов)
Понедельник называли встречей Масленицы, и отведен он был для подготовки праздника. В этот день строили ярмарочные балаганы, различные аттракционы, карусели и качели, заливали ледяные горы и шили чучело Марины – зимы. А дети в это время разносили маленькие блиночки – приглашения тем, кого родители желали видеть у себя в доме в последний день Масленицы. Так разносили не все блинчики – часть их была предназначена для магического действия – их бросали как можно выше, показывая настоящему солнышку, на примере его блинного изображения, как высоко оно должно подниматься в небе, чтобы сильнее греть землю. Верили, что чем выше подкинешь, счастливее будешь.
При этом напевали:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор - горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Приведи к нам, солнышко,
Красную весну!
Приведи к нам, красное,
Ты свою сестру.
Прогони ты, солнышко,
Белые снега.
Да пригрей же, солнышко,
Землю-матушку
Приласкай ты, красное,
Травушку – муравушку,
Чтоб запели радостно
Птицы во лесу,
Отогрей ты солнышко,
Вешнюю красу!
Упавшие блинчики не выбрасывали, потому что на исходе зачастую холодной зимы такое расточительство было просто немыслимо, да и вся магическая сила пропадет, если выбросишь. Поэтому, отряхнув от снега, блинчики съедали, приговаривая: «Не поваляешь – не поешь».
Пока мужчины строили, а дети разносили приглашения, женщины делали из соломы чучело Марены – зимы.
(показ слайдов)
Ведущая: Во вторник начиналось катание с гор и на качелях. Парни и девушки заигрывали друг с другом. Этот день так и называли – «Заигрыш».
Среду называли «лакомкой». В этот день тещи зазывали зятьев на блины и всячески старались им угодить, а зятья без опаски могли высказать обиды.
(показ слайдов)
В четверг начинался разгул с катанием на санях и кулачными боями.
Шли «стенка на стенку» и устраивали поединки «сам на сам» вовсе не потому, что были агрессивны. Языческий смысл кулачного боя заключен в том, что бог Ярила - пахарь борется с Мором (Морозом), или по-другому – с Кощеем, чтобы вернуть земле материнство, способность плодоносить.
За боем следил самый сильный и уважаемый из мужчин. Свято соблюдалось правило не бить лежачего.
Катание с гор и в санях тоже было исполнено магического смысла. Для того чтобы земля стала плодородней, с ней делились своей нерастраченной силой девушки и парни. Мчались с разудалой песней по полям на тройках.
(игра) «Довези девицу»
(Ведущая объясняет правила)
Ведущая: (Дети делятся на две команды. От каждой по «тройке» лошадей, которая делается следующим образом: самым рослым одеваются головы коней, двое крайних держат концы дуги с колокольчиками. «Тройки» под музыку перевозят «невест», когда музыка прекращает звучать подводятся итоги конкурса. Побеждает команда, которая быстрее и больше перевезла в «свою деревню» невест.)
Музыкальное сопровождение: «Казачья кавалерийская пляска»
В пятницу теща гостила в доме зятя и учила дочь печь блины. Называли этот день «Тещины вечерки».
Суббота называлась «золовкины посиделки», но главным событием было взятие снежного городка – последнего оплота зимы.
Ведущая: Поиграем?
Дети: Да!
(игра)
Ведущая: объясняет правила игры (Две команды, одна – за стенками крепости, другая – перед стенами, бросают друг в друга «снежки». Снежки сделаны из синтепона в форме шариков. В это время звучит музыка. Когда музыка прекращается, подсчитывается колличество «снежков» у обеих команд. Побеждает та команда, которая больше «снежков» закинула противнику.)
Музыкальное сопровождение: Звучит хор «Прощай, Масленица» из оперы И.А. Римского - Корсакова «Снегурочка».
(показ слайдов)
Ведущая: В воскресенье – «широкая Масленица» - проводы зимы. Начинается праздник в полдень. Весь народ собирается на площади, где шумит веселая ярмарка.
Ведущая: Много развлечений на ярмарке появилось позднее – балаганные театральные и цирковые представления, карусели и аттракционы, но во все времена этот день был полон разгульного веселья. Пели по кругу озорные частушки и масленичные дразнилки – авось зима обидится и уйдет.
На сцене появляется «Медведь» на цепи.
Ведущая: А, ну-ка, Михайло Иваныч, покажи нам, как поп Мартын на службу важно идет.
(Медведь идет вперевалочку, сложив лапы на выпяченном брюхе.)
А теперь, Михайло Иваныч, покажи, как девки перед свиданием прихорашиваются.
(Медведь садится на пол, одну лапу держит, словно с зеркалом, другой трет морду, трогает голову, словно поправляя прическу.)
Люди добрые, кто хочет с Михайло Иванычем силушкой помериться? Подходи, не робей!
(Медведь и кто-то из мальчишек «меряются силой», обхватив друг друга руками и пытаясь повалить.)
Музыкальное сопровождение: звучит песня «Коробейники»
Ведущая: С полудня и до первой вечерней звезды звучали песни и хороводы. Вечером начиналось главное действие Масленицы – сожжение чучела Мары (Марены) – зимы лютой. Именно ради этого момента делали все остальное.
(В центр зала ставится чучело Марены. На чучело набрасываем сетку с язычками из алой ткани, так создается эффект горения. Вокруг чучела водим хоровод. На последних словах чучело валится на пол, что означает: зима сгорела.)
Музыкальное сопровождение: Звучит хор «Прощай масленица» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».)
Ведущая: Смерть Марены – конец Масленицы – это возрождение к новой жизни, наступление весны. А пепел развеивали над полем – это было последнее магическое действие ради плодородия земли.
Ведущая: Садилось солнце, и языческая Масленица уступала место христианскому Прощеному воскресенью, когда прощения просили и у друзей, и у врагов, и у всех знакомых.
Давайте же и мы попросим друг у друга прощения.
(Дети обнимаются друг с другом.)
Ведущая: Ну, вот и отметили мы с вами Масленицу, да узнали кое-что новое об этом празднике. А ведь Масленая неделя продолжается. Не все блины еще съедены, и не все песни спеты. Счастливого вам праздника!
Ведущая: До новых встреч ребята» Спасибо за внимание!
Музыкальное сопровождение: снова звучит хор «Прощай, Масленица».
Рефлексия
Ведущий: Ребята, в каких цветах вы воспринимаете праздник «Масленица»? (детям предлагаются разные по форме и цвету фигуры: солнышко, травка, цветы, облачко, полянка и т. д.) А, теперь ребята давайте из выбранных вами картинок составим одну общую картину «Весеннюю поляну»
Ведущий: Я вижу, что знакомство с традициями православной культуры показалось вам интересным. Я очень рада. В заключении хочу сказать, что мне было интересно с вами изучать традиции праздника Масленица.
Масленица- это праздник веселья и радости. Я желаю вам ребята и вам наши гости надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой.
Анализ воспитательного мероприятия в образовательном учреждении
1. Общие сведения
Название мероприятия: «Здравствуй Масленица»
Дата проведения: 18.03.2014.г.
Организатор мероприятия: Окунева Ольга Анатольевна – педагог дополнительного образования
Состав группы обучающихся: средний возраст, сменный состав
Вид деятельности: мероприятие является частью системной работы, проводится по программе «Позитив»
Цель проведения мероприятия: «Положительная мотивация к восприятию народной культуры и христианских традиций»
Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: содержание деятельности данного мероприятия соответствует основным направлениям воспитательной работы и этой возрастной категории
2. Анализ подготовки мероприятия
Содержание этапов подготовительной работы:
1.Планирование
2.Разработка мероприятия
3.Изготовление необходимого оборудования: наглядный материал (репродукции картин на тему Масленица), слайды (христианских традиций празднования Масленицы).
Дидактический материал (разные по форме и цвету фигуры для декоративного панно)
Оборудование (для оформления праздничного интерьера зала использовались декоративные деревья, декоративная «стена» из пенопласта, русский народный костюм для ведущего, костюм Медведя, синтепоновые головы коней, дуга с колокольчиками, «снежки» в виде шариков набитых синтепоном, чучело Марены.)
Форма проведения мероприятия: проводится в форме обрядового - праздника
Анализ хода мероприятия
В целом поставленные цели и задачи были выполнены. Цель сегодняшнего мероприятия актуальна, так как это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы, знаем поверхностно.
Во время мероприятия между мной и детьми было взаимопонимание.
Мероприятие прошло интересно и содержательно: дети были активны, справились с поставленными мной целью и задачами и получили положительную мотивацию к восприятию народной культуры и христианских традиций.