В этот день главным занятием было катание вокруг деревни на лошадях и взятие снежного городка. Катание можно имитировать в игровой форме, «снарядив» тройку с бубенцами и ленточками. Снежный городок также можно сделать, заранее собрав снежную гору. Башенки, ярусы, ходы строятся с помощью обыкновенных лопат.
Лучше, если есть простенький проект снежного сооружения, тогда «строителям» будет проще работать с материалом.
Скоморох 1:
Люди! Нынче «Разгуляй»!
Тройка, прокати-ка!
Надо зимушку прогнать
И весну покликать.
Скоморох 2:
Не растут покамест травы —
Будут снежные забавы.
Надо будет точно в срок
Взять наш снежный городок.
Скоморох 3:
День четвертый будем вместе
Петь про Масленицу песни.
До поста же до посточка
Нам всего лишь три денечка.
Скоморох 4:
Так гуляйте, россияне!
Ну а мы спешим за вами!
Скоморох 5:
Мы прокатимся по солнцу,
Сделав полный оборот,
Запряжем лошадку, хлопцы,
Ну и с песнями вперед!
Организуется конкурс езды на санках. Четверо участников распределяют свои роли так, чтобы трое из них были «лошадками», а четвертый — ездоком на «санях». В руках у двоих что-то наподобие хомута, заранее приготовлено. Это может быть половинка от гимнастического обруча, украшенная ленточками и звенящими колокольчиками. Третий участник тянет за собой санки с ездоком. Участники (в зависимости от количества) занимают исходные места на одной линии. По команде они должны объехать вокруг площадки обязательно по солнышку и вернуться на исходное место. Победители получают призы, остальные — утешительные гостинцы. Под звуки бравурного марша (можно записать фонограмму «Марша гренадерского полка» или другую музыку) на площадку выходят генерал Суворов и фельдмаршал Кутузов.
Кутузов:
Желаю здравия, Александр Васильевич!
Суворов:
Мое почтение знаменитому фельдмаршалу. Как поживаете, Михаил Илларионович?
Кутузов:
Скучно живем, Александр Васильевич…
Суворов
Что так?
Кутузов:
Кампаний никаких не предвидится. Сижу в деревеньке, вспоминаю о былых походах…
Суворов (указывая на снежный городок):
Вот тебе и кампания. Чем не крепость Измаил?
Кутузов:
И войско есть?
Суворов:
Имеется. Молодые, горячие воины. Орлы, одним словом!
Кутузов:
Что же ты, Александр Васильевич, предлагаешь?
Суворов:
Взять эту крепость.
Кутузов:
Я, Александр Васильевич, в чистом поле привык сражаться. Противника во весь рост видеть.
Суворов:
Напрасно, батюшка Михаил Илларионович. Крепость — она особой сноровки требует. Вот и проверь, каков ты фельдмаршал супротив крепостных стен.
Кутузов:
Дай мне войско, Александр Васильевич, мы посмотрим, чья возьмет.
Суворов:
Так выбирай сам! Кого выберешь, с тем и на крепость пойдешь.
Производится самая обыкновенная жеребьевка. Конечно же, участниками праздника будут не все школьники, а несколько классов одной параллели. В шапку фельдмаршала можно сложить записочки с обозначениями классов. Из четырех или пяти нужно выбрать два класса, которые будут непосредственными участниками взятия снежного городка.
Суворов (объявляет примерные результаты жеребьевки):
Во взятии снежного городка участвуют избранные классы!
«Взятие снежного городка» может иметь два варианта:
1. Одна команда «защищает» стены импровизированной крепости. Другая штурмует их.
2. Исход игры решают «поединщики». Этап за этапом нападающая сторона, одерживая верх в поединке-состязании, «отвоевывает» за пядью пядь. Разберем каждый случай в отдельности.
Достоинства штурма:
—зрелищность;
—правдоподобность;
—эмоциональность;
—массовость.
Недостатки:
—непродолжительность;
—возможность травм;
—переход игры в заурядную драку.
Достоинства состязаний-поединков:
—разнообразие форм;
—возможность контролировать ситуацию.
Недостатки:
—возможность получения травм.
Если вы выбрали первый вариант:
1. Необходимо произвести жеребьевку: какой из классов защищает снежный городок, а какой штурмует. Ее можно выполнить по старинному русскому обычаю: участнику жеребьевки вручается палка длиной 50—60 см. Затем двое участников начинают перехватывать руки, продвигаясь к вершине палки. Команда, к которой принадлежит участник, закрывший верхушку ладонью, будет защищать крепость.
2. Необходимо выработать условие, при котором городок считается взятым.
Суворов:
Крепость падет при условии, что на ее вершине появится флаг атакующей стороны.
Другой вариант: когда первый из атакующих достигнет вершины, городок считается взятым. Возможны варианты.
3. Взять с играющих торжественную клятву.
Суворов:
Солдаты! Произнесем же клятву, которую будем соблюдать неукоснительно, чтобы ни случилось во время сражения.
а) Клянусь соблюдать правила сражения безоговорочно, чтобы не запятнать честь мундира своего, имя полка и не брать греха на душу свою!
б) Клянусь не держать обид на соперников, ибо Господь велел нам любить ближнего своего, потому что противники мы только в потехе и только на час!
в) Клянусь мужественно принять поражение и скромно победу, ибо не пристало солдату Российской армии бахвалиться ратными достижениями и горевать по поводу неудачи!
Правила могут быть такими: игра останавливается, как только солдат противной стороны достигнет вершины крепости: категорически запрещается наносить всевозможные удары чем бы то ни было. Команда, нарушившая это условие, объявляется побежденной, можно только отталкивать и задерживать противника.
Суворов:
А теперь прошу соперников пожать друг другу руки и занять свои места!
Команды занимают исходные позиции. По сигналу главнокомандующего начинается штурм. В конце игры подводятся итоги. Объявляется победитель. Если возможно, то играющим вручаются сладости. Если вы выбрали второй вариант.
Кутузов:
Как же мы, Александр Васильевич, разрешим наш спор? Кому будет принадлежать сия крепость?
Суворов:
Решим дело поединком. Коли мы твоего поединщика одолеем — одна стена наша. Другого победим — еще одна. Окажемся сильнее всех — город наш!
Как вы поняли, снежный городок будет завоевываться поэтапно, по мере того, как будет проходит тот или иной этап состязания.
Кутузов:
Согласен, Александр Васильевич, только, чур, условие: если наш поединщик одержит верх — отдавайте завоеванное обратно.
Суворов:
Как скажешь, господин фельдмаршал. Тогда не будем терять время, оно должно нашу победу приблизить.
Как вы заметили, если нападающая сторона проигрывает тот или иной вид состязания, то позиции снова сдаются. Таким образом, победа то приближается, то отдаляется. Это по-своему накалит страсти и подхлестнет спортивный интерес.
Перечень состязаний, которые можно использовать (вызывается по одному игроку с одной и другой стороны).
1. Поединок на бревне (или спортивной скамейке). Двое участников, в руках которых мешки с легким наполнителем (солома, сено, тряпье, опилки, все, что найдется под руками), пытаются сбить друг друга на землю. Побеждает та сторона, чей игрок сумеет удержаться на бревне (или скамейке). Если победил участник атакующей стороны — часть городка «передается» нападающим. «Защитник» будет сражаться до тех пор, пока не станет побежденным. «Нападающие» же сменяют друг друга, если каждого из них постигает неудача.
2. Бросание снежков по мишени. Двое участников бросают снежок в цель — заранее приготовленный щит с нарисованной мишенью. Побеждает тот, кто сделал лучший бросок (в десятку или как можно ближе к ней).
3. Бег в мешках. Состязание знакомое, банальное, но вызывающее веселье у соревнующихся сторон.
4. Армрестлинг. Для этого понадобится стол.
5. Жмурки с колокольчиком. Обоим участникам завязываются глаза. «Защитнику» вручается колокольчик, «нападающему» — жгут, которым он должен осалить соперника. По сигналу «защитник» убегает, а «нападающий» старается его достать. Обе стороны могут подсказывать: команда атакующей кричит: «Бей!», команда их соперников кричит: «Огонь!»
6. Бой «петухов». Чертится круг. В кругу два участника, прыгающих на одной ноге. Одна рука за спиной, другая держит ступню поджатой ноги. Задача: толкать соперника плечом. Проигрывает тот, кто потеряет равновесие или выйдет из круга.
Другой вариант этой игры: сзади за пояс поддеваются цветные атласные ленточки одинаковой длины. Задача: выдернуть рукой «хвост». Побеждает тот, кто сделает это первым.
7. Борьба на кушаках. Игрокам подпоясывают кушаки. Задача: взяться обеими руками за кушак и положить соперника на землю.
8. Кто кого. Двое участников становятся спиной друг к другу. По сигналу они должны вытолкнуть соперника за черту.
9. Перенеси груз. В небольшой мешок насыпать песку. По сигналу нужно перенести его на определенное расстояние. Кто быстрее. Можно использовать другой подходящий для этого состязания инвентарь.
10. Перекати бочку. Если позволяет обстановка, то можно перекатить большой снежный ком. Можно использовать другие средства: штангу, гирю, куб (что потребует особой сноровки) и так далее.
Состязания будут проводиться до тех пор, пока снежный городок не будет сдан «на почетных условиях» нападающей стороне. Поэтапный «захват» крепости нужно тщательно контролировать, чтобы не возникло недоразумений и обид.
Военно-историческая песня.
Собиралась армия, да
В путь-до рожку русская.
За спиной тяжелы ранцы
И тропинка узкая.
Брали ружья, брали сабли,
Подходили к морю.
Ни кораблика, ни лодки —
Вот такое горе.
Призадумались солдаты,
Даже закручинились.
Глубоко синее море,
Далеко раскинулось.
Выходил тогда к солдатам
Генерал Суворов-князь.
Выходил он, улыбался,
И морщинки возле глаз.
«Что вы, детушки мои,
Взяли призадумались?
Синя моря испугались?
О враге подумали?»
«Гой еси, Суворов-князь,
Ты наш верный капитан,
Не страшна нам сила вражья,
Да страшон нам океан.
Перевозчика не видно
Через море синее.
Ни весла, ни лодочки —
Горизонта линия».
«Ранцы с плеч своих снимайте
И берите топоры!
Вы плотите-ка мосточки
И широкие плоты!»
По лесам безлюдным, темным
И по небу гул идет.
То по синему по морю
Наша армия плывет.
Злая сила солдатушек
Наших испугалася.
Все по разным сторонам
Тут же разбежалися.
Ведущие завершают этот день.
Скоморох 1:
Завтра будет день попроще:
Если кто имеет тещу,
Пусть для проводов зимы
Едет к теще на блины.
Скоморох 2:
Ну, а с вами мы сейчас
Расстаемся! В добрый час!