Ведущий: Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник -«встреча», вторник - «заигрыш», среда - «лакомка», четверг - «широкий», пятница - «тещины вечерки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «прощеный день».
За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге и кричал.
Мальчик:
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону -
И пахать пойду!
Ведущий: Понедельник - «встреча». Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.
Девочка:
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, триаршинная,
Платок беленький,
новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные.
Ведущий: Вторник - «заигрыш». В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их (показ изображений украшенной лошади и репродукции картины В. Сурикова «Взятие снежного городка»). А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.
Дети исполняют частушки.
Девочка:
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Мальчик:
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
И милашку закатал.
Девочка:
У меня четыре шали,
Пятая пуховая,
Не одна я боевая...
Мальчик и девочка (хором): Все мы здесь бедовые!
Другие дети исполняют дразнилки.
Девочка:
Ах ты, Сашка-таракашка,
На сарай полезай.
Там кошку дерут,
Тебе хвостик дадут!
Мальчик:
А у Машки на носу
Ели кошки колбасу!
Девочка:
Ты чего на весь свет раскричался,
Будто в ухо тебе мух попался?
Мальчик: Кто-кто попался?
Девочка: Мух!
Мальчик: Кто это - мух?
Девочка:
Ребята, он не знает муха!
Вот у воробьихи муж - воробей,
У соловьихи муж - соловей,
У курицы муж - петух,
А у мухи муж будет - мух!
Мальчики:
Ваши вороны кверху пупом летят!
Девочки:
А ваши дураки задравши голову глядят!
Ведущий: Среда - «лакомка». С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.
Девочка (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами):
Блин добро не один.
Блин брюха не портит.
Блин не клин, брюха не расколет.
Мальчик:
У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
Ведущий: В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...
Дети (хором):
Подайте широкой Масленице!
Мальчик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ведущий: А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...
Дети (хором):
Паршивые блины по аршину длины.
Ведущий: В воскресенье - «прощеный день» - устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.
Дети расступаются, показывают имитацию костра, кладут к нему чучело. Костер может быть нарисован или сделан из веток, красной ткани и елочной гирлянды.
Девочка:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Мальчик:
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.
Дети кланяются по-русски. Далее - конкурсная программа.
1) «Сделай чучело» (вариант «Нарисуй чучело»)
Ведущий: У чучела Масленицы лицо не рисовали. Считалось, что, имея лицо, чучело обретает душу, и тогда его нельзя сжигать.
Для создания чучела нужно 2 пучка соломы или 2 веника. 2 веника делятся на 4 равные части: 2 части - одна вверх, другая вниз - для тельца, 2 другие - руки. Для наряда 3 квадрата ткани: 1 - для платка, 2-е отверстиями в центре для кофты и юбки.
2) «Ряженые»
Ведущий: Чучело Масленицы катали на санях ряженые, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.
Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Она пешком к нам не ходит,
Все на конях приезжает.
У ней кони вороные,
Слуги молодые.
В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.
3) «Встреча»
От каждой команды выбирается один участник. Он должен, пользуясь текстом карточки, поприветствовать свое чучело Масленицы.
Карточка N°1
Душа ль ты моя Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Карточка №2
Моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, ты ж моя перепелочка!
4) «Частушки»
Конкурс на самое задорное исполнение.
Карточка №1
Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Карточка N°2
Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.
5) «Дразнилки»
Конкурс на самое выразительное чтение.
Карточка №1
Николай! Николай!
Сиди дома, не гуляй,
В балалаечку играй.
Карточка №2
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
После конкурсной программы все приглашаются на чаепитие.
Ведущий:
Угощают Машенька и Медведь.
Слушайте да запоминайте!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Масленица - угощай,
Всем блиночков подавай.
Сценарий праздника можно дополнить подвижными играми. Они вносят оживление и веселье, позволяют вовлечь в участие в празднике максимально большое число детей.
Мы предлагаем вам две русские народные игры – «Петушки» и «Почта».
Петушки
На площадке чертят круг.
В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую ногу сгибает в колене и поддерживает ее за пятку одной рукой.
Задача играющих – вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одно ноге. (Толкают друг друга плечами.)
Почта
Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города...
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.
Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты оказались у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных.
Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.